http://s4.uploads.ru/t/1yGph.jpg

Каждый раз, глядя . на человека, мы стараемся его распознать: понять его чувства, мысли. Даже маленькие карапузы изучающе разглядывают своих родителей. Им это нужно, чтобы понять, какое настроение у родителей. А когда карапузы подрастают, они все чаще и все больше начинают смотреть не на родителей, а на экран монитора, и видят там... тоже лица. И опять, не отдавая себе отчёта, легко и просто угадывают характер героев игры (или фильма): вот злодей, вот супермен, вот это воришка, этот сама простота, этот — хитрец, каких поискать.
Большинство людей читают лица интуитивно, даже не задумываясь, что под это дело можно подвести какую-то теоретическую базу. А ведь можно — существует даже целая наука (правда, не все согласны, что это именно наука) физиогномика, которая только этим и занимается. И с ее помощью можно узнать в том числе и характеры персонажей компьютерных игр. Попробуем?

Энергетические потоки
Если сопоставить человека с электростанцией, которая постоянно вырабатывает энергию, то станет понятно, что определённые области черепа или лица имеют выпуклую форму именно потому, что в этих местах проходит наибо-лее интенсивный ток энергии, то есть именно здесь протекает жизнь. Ток энергии способствует возникновению тепла, которое ведет к расширению этой зоны, и это говорит об определённом интересе человека. И наоборот, другие области черепа не выступают, а отмечены впадинами. В этом случае можно говорить о слабом выражении интереса к тому или иному аспекту жизни.

От редакции "Игромания": физиогномист Марина Фимушина, проводившая по нашей просьбе эту экспертизу, от игр далека, но это оказалось даже к лучшему: тем самым мы добились максимальной чистоты эксперимента.

Наука физиогномика
Физиогномика — штука древняя и базируется она на нехитром правиле «что снаружи, то и внутри». То есть на том же самом правиле, что действует в физике. Физика учит нас, что если, например, предмет внутри горячий, то, прикоснувшись к его поверхности, мы ощутим жар. Порой и прикасаться не придется, сразу станет ясно. На основании этого нехитрого опыта мы можем сделать исчерпывающий вывод: свойства предмета обязательно сказываются на его внешнем виде. Что же доступно физиогномике? Она позволяет узнать сущность самого человека (характер, карьерные перспективы, здоровье), какие у него складывают отношения с окружающими (родителями, детьми, друзьями, коллегами, начальством, починенными) и даже его судьбу (периоды взлетов и падений). Чтение судьбы — ключевое отличие восточной школы физиогномики от западной, на Западе в такие высокие материи стараются все же не соваться. Физиогномика, кроме того, может дать ответ на вопрос о состоянии организма в целом и его отдельных органов. Для этого не нужны ни рентген, ни анализы — достаточно посмотреть на самого человека, ведь состояние внутренних органов напрямую влияет на психику, а психика, в свою очередь, считывается по внешности. Глаза, лицо, руки и тело не могут лгать. Эти своего рода зеркала, которые отражают истинное состояние тела и психики. И хотя все герои нашего исследования никогда не существовали в реальности, анализировать их внешность это не мешает: они сделаны руками людей, а навыком чтения лиц обладает каждый, пусть даже на бессознательном уровне. В нашем исследовании мы будем обращать внимание прежде всего на глаза, нос, рот, уши, форму лица, подбородок, лоб, их размеры, форму и особенности расположения, а также цвет лица.

Кай (Heavenly Sword, PS3, 2007)
http://s5.uploads.ru/t/xv0jM.jpg
Очаровательная юная особа. Зная о том, что с ней приключилось, неудивительно находить на ее лице самые противоречивые знаки: юной беспечности и наивности, жесткости в суждениях и решительности в действиях.
Судя по всему, Кай очень тщательно скрывает информацию о своем детстве и ранней юности (верхняя часть лба и уши почти полностью скрыты от постороннего взгляда). Расположенные ниже уровня бровей уши говорят о ее поразительной эмоциональности. Вернее, даже не просто эмоциональности (то есть экспрессивности в выражении своих чувств), а эмоциональности в принятии решений. То есть, скорее всего, логическими задачками Кай на досуге не увлекается. А если и увлекается, то напрочь об этом забывает, когда надо что-то срочно и быстро решить. Тут она привыкла слушать свою душу. И это не так уж плохо: судьба-злодейка, приготовив Кай такие серьезные испытания в столь раннем возрасте, понимала, что школу жизни закончить девушке не удастся, поэтому позаботилась о том, чтобы она могла хотя бы слушать не свой разум, но свою душу.
О высокой степени эмоциональности Кай говорят и ее широченные глаза. Оно и понятно: глаза — зеркало души. А душа у этой девчонки открытая и большая. Правда, кое-кто может этим воспользоваться: такими эмоциональными людьми очень легко манипулировать. Очень уж они открыты миру. Глаза Кай говорят еще и о том, что отношения с противоположным полом у нее пока не будут складываться. Очень уж она зачерняет свою романтическую зону. То ли это ее судьба, то ли ее собственное решение (девушки, осторожнее с черным макияжем вокруг глаз, это не шутки!). По пропорциям частей лица Кай (если разделить лицо на три горизонтальные зоны — лоб до бровей, от бровей до конца носа и от конца носа до конца подбородка — то эти зоны расскажут о трех разных этапах жизни: юности, зрелости и старости; кстати, о детстве говорят уши) можно с уверенностью сказать, что все самое хорошее с ней уже случилось. С каждой новой фазой жизни ей будет казаться, что все лучшее осталось позади. К старости Кай, скорее всего, будет чувствовать себя одинокой, даже находясь среди людей. Если она ее встретит, конечно — трудно представить себе игру, где пожилая Кай с аппетитом заглатывала бы червячка. На ее раннее взросление намекают и складки около губ. Они у нее уже есть, а обычно в таком возрасте складок еще не бывает. Это говорит о том, что Кай уже познала, что такое хорошо и что такое плохо. И не просто познала, а уже выработала свои собственные суждения. А вообще эта девушка любит простор, любит много места (брови высоко над глазами, оставляют широкую полосу для верхнего века). Возможно, что и с друзьями она не очень сближается и уж точно не является навязчивой. Правда, она транжира (курносость с открытыми взору носовыми отверстиями — энергия, в том числе, и деньги вытекают, не встречая препятствий). Будь ее воля, оторвалась бы по полной программе. Что, кстати, очень хорошо вписывается в ее образ: эмоциональной, открытой, наивной, но решительной и отчужденной.

Хэзер Мейсон (Silent Hill 3)
http://s4.uploads.ru/t/fTXHz.jpg
Хэзер — дама менее эмоциональная, чем Кай. И катаклизмы в ее судьбе более равномерно распределены по разным периодам жизни, нет ощущения, что в зрелости или в старости Хэзер будет хуже (пропорции трех зон лица — верха, середины и низа — очень близки по размеру и выраженности). Правда, и ей не избежать одиночества. Но это одиночество будет скорее не ментальным, а реальным. Людей рядом с ней либо не останется вообще, либо они не станут ее поддерживать (узкий подбородок, небольшая, сужающаяся нижняя челюсть) — прежде всего эмоционально, но, может быть, и материально. Но не тот человек Хэзер, чтобы сильно по этому поводу расстраиваться. Она умная бестия, хоть это и скрывает (большой, но закрытый волосами лоб говорит о закрытости и потребности в поддержке). Ей приходится существенно сложнее, чем Кай: у Хэзер нет врожденной уверенности в себе, все время хочется опереться на кого-то или на что-то, чтобы укрепить свой дух (узковатое лицо). Но и это не станем трактовать как слабость. Зато при наличии авторитета, под держки или веры (даже просто уверенности) эту даму даже трактором с пути не свернуть. Хэзер самолюбива и любопытна. В отношениях с молодыми людьми всегда имеет свою точку зрения (высокая переносица). Она не станет растворяться в избраннике целиком, предпочтет сохранить дистанцию (кто знает, не станет ли это и причиной охлаждения ее отношений с окружающими на закате жизни). Но она не отодвигается от людей. И с ней просто. Сильных перепадов настроения не бывает. Если взялась за дело, то доведет до конца, не забросит на середине, даже если ближе к концу сильно выдохнется (длинные, прямые, истончающиеся к концам брови). Определенно, логического, разумного в ней гораздо больше. Несмотря на потребность во внимании и поддержке, она в состоянии сама решать проблемы. И люди чувствуют эту ее внутреннюю силу (высокие, сильно выраженные верхние скулы). Хэзер, конечно, не жадина. Да и не очень большая транжира
(ноздри сразу не заметишь). Но она из тех, кому всего со временем нужно больше и больше. Это такой род жадных до жизни людей: все возьмут, что судьба принесет, не откажутся, да еще и подумают, что добавка не помешала бы
(рот существенно шире, чем нижняя часть носа). Если у Хэзер будут дети, то наиболее вероятной продолжательницей ее рода станет дочка, а не сын (плоский желобок между носом и губами). Главное, чтобы не такая же грустная. Так что удачи тебе, Хэзер! Только зайди к доктору, надо все же проверить здоровье (мешки и темные пятна под глазами).

Лара Крофт (серия Tomb Raider)
http://s4.uploads.ru/t/y3KED.jpg
Тут я столкнулась с объективной сложностью: внешность Лары с каждой новой игрой меняется, поэтому пришлось побороть искушение описывать кинематографическое воплощение Лары Крофт (Анджелину Джоли) и обратить внимание на самую последнюю версию игры (Tomb Raider: Underworld) и лица героини на данный момент. Что сказать? Похоже, трудности в старости — неизбежная расплата за столь бурную жизнь в юности. Иначе я никак не могу объяснить, что уже у третьей девушки из компьютерной игры так сильно заметно ухудшение жизненного уровня и взаимоотношений с окружающими людьми в последней трети их жизни. Ни тебе обеспеченной старости, ни своры потомков-карапузов, окруживших кресло-каталку с теплым клетчатым пледом, готовых слушать истории о былых приключениях (подбородок мал и узок — значит, на закате своей жизни придется остаться в одиночестве). И больше всех шансов родить себе мальчонку, как ни странно, у простодушной Кай, чем у всех остальных девушек из нашего физиогномического анализа (узкий и четко очерченный желобок между носом и губами, отсутствие повреждений кожи в этой области). Но вернемся к Ларе. Она умна, действительно умна (лоб высок и широк). Наконец-то мы видим женщину, которая не нуждается в постоянной поддержке и опеке (волосы не свисают на лицо). Она не так болтлива, как Кай, но очень схожа с Хэзер — ей всего мало (рот весьма широк). Жизнь прекрасна и коротка словно миг. Внутренних сил предостаточно. Ощущение власти над людьми и возможности вести их за собой порой настолько сильно, что опьяняет Лару (высокие сильные скулы). Жаль, иногда не хватает выдержки — девушка поддается эмоциям (большие, широкие глаза вразлёт). А это обычно приводит к тому, что кто-то менее эмоциональный имеет возможность контролировать ее. Что она может этому противопоставить? Свой ум (видим по лбу), настойчивость (нижние скулы, подбородок), решительность (верхние скулы) и удачу в путешествиях (верхние левые углы лба). Лара не самолюбива и, представьте себе, не очень-то эгоистична (нос не слишком большой). Она не склонна к показному бахвальству — ей достаточно чувства внутреннего превосходства. А еще она расчетлива, энергична и чувственна (очень пухлые губы). Кстати, это первая дама, которой наплевать на походы по магазинам. Нет у нее такой потребности — побольше потратить, чтобы расслабиться (с обычного угла зрения ноздрей совсем не видно).

Алиса (American McGee’s Alice)
http://s5.uploads.ru/t/ztd1p.jpghttp://s5.uploads.ru/t/QuJOB.jpg
Последняя девушка в нашем исследовании. Точнее, даже не девушка, а девочка-подросток. Как ни странно, мне не удалось найти на лице Алисы никаких знаков, подтверждающих подозрение о том, что она сама подстроила гибель своих родителей (сгорели при пожаре). То ли художники не доработали, то ли на девчонку бессовестно наговаривают истинные виновники трагедии. Хотя, судя по ее профилю, нельзя отказать Алисе в выдающихся организаторских способностях (выпуклый лоб). Ну и в уме, конечно (опять лоб). Вот только секреты, похоже, она хранить не умеет вовсе (задняя часть головы впалая). Лицо Алисы тоже свидетельствует о более трудной и одинокой старости по сравнению с другими периодами жизни (на узость подбородка Алисы больно смотреть даже человеку, не разбирающемуся в физиогномике). А особенно хорошим было детство Алисы (про раннее почти ничего сказать нельзя, но отрочество прошло безмятежно — опять лоб). Пусть вас не удивляет перечисление одних и тех же частей лица, которые отвечают за различные качества и проявления. Ведь ни для кого не секрет, что рот имеет несколько функций: выражение мыслей, прием и пережевывание пищи, выброс ненужного, вредного для организма. Рот один — а функций много, и все они разные. Вот и при физиогномическом анализе лица мы тоже смотрим на одни и те же участки, но делаем по ним множество самых разных выводов. Отсутствие врожденной уверенности в себе Алиса с лихвой компенсировала своей горячей убежденностью (очень узкое, вытянутое лицо). У Алисы лицо фанатика, но если разбирать его по частям, то это ощущение нивелируется, находятся объяснения ее прямолинейности, неболтливое™ (совсем не как в книге), бережливости, энергичности в делах (преобладают прямые линии, очень маленький рот). Однако, если сложить всю картинку целиком, ощущение возвращается. Это еще один важный момент физиогномики: ни одна из черт лица не существует по отдельности, рассматривать и интерпретировать все надо только в комплексе. То же касается и самих игр: кто-то говорит, что насилие и жестокость с экранов мониторов перетекают в нашу собственную жизнь, а вот некоторые психологи, наоборот, считают, что игры позволяют сбросить накопившееся напряжение и внутреннюю агрессию. Правда, выбирать их надо, как следует подумав, тогда и результат будет ожидаемым.

Кейн и Линч (Kane & Lynch: Dead Men)
http://s4.uploads.ru/t/dTb8E.jpg
Как ни странно, но с мужчинами в играх попроще. Художники не сильно стараются их приукрасить, делают более похожими на обычных людей, чем женщин, которые чаще смахивают на чьи-то потаенные сексуальные фантазии.
Итак, Кейн и Линч. Начнем с Кейна. Перед нами человек с сильной жизненной энергией и собственной позицией (обратите внимание на нос). Не будь этого ужасающего шрама через все лицо, можно было бы сказать, что судьба к нему щедра: позволит и жизнь прожить долгую, и богатствами небольшими запастись, и в одиночестве свои последние дни коротать не придется. Но шрам... шрам — это ведь не только часть кожи, которая не смогла регенерироваться до своего исходного состояния. Это повреждение куда большего масштаба — шрам на самой судьбе героя. Он протянулся через все лицо, затрагивая почти все аспекты его жизни. И еще он рассказывает нам о том, что больше всего пострадала общественная сторона жизни Кейна (у мужчин левая сторона лица (не тела!) отражает личную область жизни, а правая — ее публичную часть), хотя, видимо, даже такое увечье не смогло сломить его волю и энергию к жизни, ощущение внутренней силы.
Кейн — человек логического мышления, а больше всего у него развита наблюдательность (нижняя треть лба шире и сильнее выражена). Круг общения довольно широкий, правда, люди в нем преимущественно похожи друг на друга, большого разнообразия не увидишь (носогубные складки расположены широко ото рта). И лишних слов от него не дождешься (узкие губы, небольшой рот). Жаль, что не придется ему ожидать поддержки в старости от младшего поколения, — дети будут только отдаляться и отдаляться (опять нижняя часть лица подкачала).
Линч — редкий, знаете ли, экспонат. У него почти равномерно распределена жизненная энергия между духовными устремлениями и желаниями и материальными запросами и потребностями. Ума ему не занимать, особенно в том, что касается логики (лоб как у Ильича). Организационные навыки у него тоже на высоте, об этом говорит выпуклый лоб.
Так же, как и Кейн, Линч очень любопытный и внимательный, но любопытный не в том смысле, что любит сплетни, а в том, что нужную информацию мимо ушей не пропустит (уши большие, оттопыренные). Он явно целеустремленный человек, со стержнем. Свое отстаивает и возьмет, даже непривычными для окружающих методами. Правда, денежных накоплений в большом количестве у него не ожидается (крылья носа небольшие и нечетко очерчены). Но это не его цель жизни. Если у него есть семья или если у него когда-нибудь вообще будет семья (как мы знаем, семья у него была. — Прим. ред.), он не будет выносить ее на публичное обсуждение. В этом плане Линч очень приватен и скрытен. Судя по уголкам рта и опущенным глазам, он пессимист. Более настойчив, чем Кейн, может быть даже навязчивым (брови слишком близко расположены к глазам; одно из объяснений значения бровей — это наши друзья и братья-сестры, а глаза — мы сами). Хорошие отношения с девушками ни Кейну, ни Линчу не светят — зоны около глаз (так называемые зоны любви и романтики) повреждены, да еще и темного цвета.

Гордон Фримен (серия Half-Life)
http://s4.uploads.ru/t/XpIcP.jpg
Гордон Фримен поразительно похож на ботаника и супермена одновременно. Логика развита, но уступает наблюдательности (верхняя треть лба очень ярко выражена, но нижняя еще шире). Силу свою чувствует, способен вести за собой людей (высокие скулы). Правда, поддержка ему тоже нужна (впалые щеки). Хотя, может, просто время еще не пришло. Жизнь у Гордона должна быть хорошей: что в детстве, что в зрелости, что в старости. Без резких взлетов и падений (опять смотрим на соотношение трех частей лица). Оно и верно: интерес к высоким материям и жизненным реалиям у него примерно одинаков (а тут новый параметр: лицевой крест, который проходит через нос и брови; верхняя часть отвечает за духовное, нижняя — за материальное). Чувственность присутствует (губы и глаза). Отношения с многочисленными друзьями обоих полов хорошие (хорошие, густые, почти все время равномерные брови), иногда бывает «кто в лес, кто по дрова», но в целом все хорошо. Есть, правда, ощущение, что мистер Фримен жадноват немного. Но это можно назвать и иначе: «я не жадный, я домовитый» (ноздри-то не видать).
А вообще очень уж гладким и ненатуральным его нарисовали — эдакий идеальный картинный мужчина. Многого по такому лицу не скажешь.

Макс Пейн (серия Max Payne)
http://s4.uploads.ru/t/8FP9o.jpg
Несмотря на нелегкую судьбу, Максу гарантирована длительная старость (об этом говорит размер мочек ушей). Он, кстати, самый благополучный в этом смысле изо всех вышеперечисленных персонажей (подбородок). Дети (вероятнее всего, девочки — это видно из носогубного желобка) будут рядом, будут заботиться. Имущество тоже будет (нижняя часть лица, верхние веки, виски). Побегает, побегает со стволом в руках да и отойдет от дел. Самыми неблагоприятными в его жизни будут зрелые годы (помните, я говорила, что средняя часть лица отвечает за зрелость?). Вообще-то он парень суховатый и решительный (узкие губы, линии лица прямые). Но решения принимает, не советуясь с разумом, а доверяясь эмоциям, чувствам. Хотя, наблюдая за общей тенденцией, я начинаю понимать, что это, может быть, единственно верный способ для принятия решений в экстремальных и очень быстро меняющихся условиях жизни подобных героев. Во всем остальном Макс строг и непреклонен. Общественное он ставит выше личного (асимметрия лица, левая сторона меньше и нечетко выражена), и идет это, скорее всего, из юности, как результат воспитания. Кто именно так не него повлиял — отец, строгий учитель или еще кто-то — неизвестно, но это явно был мужчина. Именно мужчина научил его быть таким сдержанным и не обращать особенного внимания на свою личную территорию души (левая верхняя часть лба очень сильно занижена, придавлена). Хотя там, на личной стороне, ресурсов хватает. С девушками Макс суховат и держит их на расстоянии (глаза, область под глазами). Друзья есть среди обоих полов, договариваться умеет (брови, ширина верхнего века, рот, носогубные складки). Общительным его не назовешь, да он и не стремится к этому. У Макса сложилось свое собственное мнение о том, что в этом мире хорошо, а что плохо, только он не очень-то склонен откровенничать на эту тему (складки резкие и находятся близко ко рту).

Дюк Нюкем (серия Duke Nukem)
http://s4.uploads.ru/t/UWKA1.jpg
Ну и брутальный мужчина этот Дюк Нюкем! Но это просто, тут к специалисту ходить не обязательно. Что можно сказать по его физиономии? На самом деле сказать что-то определенное сложно. Как и Лара Крофт, Дюк на разных картинках выглядит совершенно по-разному. То он коротколобый узконосый качок, то широколобый, широкочелюстной, широконосый громила. Разница на первый взгляд небольшая, но очень существенная. Не может же Дюк утром в тренажерном зале быть человеком без особых умственных способностей и без достаточной внутренней силы, чтобы противопоставлять свое мнение миру (маленький лоб, маленький узкий нос), а вечером преображаться в уверенного, успешного, зажиточного, ведущего за собой лидера (широкое лицо, гладкий лоб, широкий нос, мощный подбородок, высокие скулы)? Но бог с ним, сколько веревочке ни виться, а конец, увы, будет печальный — одиночество или потери (и почему всем так нравятся сексуальные ямочки на подбородке?).

Солид Снейк (серия Metal Gear Solid)
http://s4.uploads.ru/t/nFwcj.jpg
Историю жизни дерева мы узнаем по кольцам на его срезе. Точно так же мы можем прочитать историю жизни человека по складкам на его лице. Первое, что бросается в глаза, — это морщины в нижней части лба Снейка, под повязкой. Это как же скрутила его судьба-злодей-ка, если морщины так отчетливо видны даже сквозь несколько слоев ткани?! Это ведь очень важная зона, это центр, где пересекаются все линии судеб. Жаль, если там что-то не в порядке. Морщины отражают наиболее часто протекающие энергии в организме человека и, как следствие, в его судьбе. Тем не менее по внешности Снейка хорошо видно, что он человек выдающийся. Он даже более умен, чем догадывается о себе сам (лоб, опять нам все рассказывает лоб). Зачем, спрашивается, Снейк повязал повязку на лоб и не снимает ее? Чтобы врагам, знающим физиогномику, было трудно распознать его сильные и слабые стороны! Снейк — человек логический, рациональный, и он как раз не станет объяснять свое решение: «Да я просто так почувствовал». У него решения принимаются холодным рассудком, а не эмоциональной волной (верхняя часть лба, уши высоко, линии лица прямые). Заметно, что прошлое у Снейка было бурное и что по его любимым женщинам жизнь прошлась катком (морщины в области зон любви и романтики: под глазами, на висках). Странно, но он при этом все же не ожесточился полностью, сохранил оптимизм и надежду, кстати небеспочвенную: его лицо говорит о том, что любовь весьма вероятна (светлые глаза, чистые зоны отношений на висках и верхней части щек).
Снейк волевой человек, лидер по натуре, готовый вести за собой людей. Но люди пойдут не за его горячими словами, а благодаря его внутренней энергии, силе, ответственности, которую он возьмет на себя. Этот человек не станет просить о помощи, помощь сама станет просить, чтобы он ее принял (скулы, угол расположения мочек ушей по отношению к черепу).
Жесткость есть? Не без этого. Но она не чрезмерная. Жесткость гармонично дополняется большим багажом знаний (похоже, в детстве он много читал — см. выступ над бровями), хорошим здоровьем (залогом долголетия и нервного спокойствия — все внимание на уши, нос, цвет лица), нежностью и чувственностью (глаза, губы). Причем о своих эмоциональных привязанностях Снейк рассказывать не станет, не тот человек (рот неширокий).
Грядет какая-то нехватка энергии, возможно, он устанет брать все на себя, возможно, от него временно отвернутся сподвижники (нижняя часть лица, скулы сужаются). Но это его совершенно точно не сломит. Не того пошива человек. Очень уж он гармоничный.

Сумасшедшие кролики (серия Dayman Raving Rabbids)
http://s5.uploads.ru/t/N0fg2.jpg
Тут все просто прекрасно. Обратите внимание на такое замечательное несоответствие: при абсолютной неболтливости в обычном, спокойном состоянии (маленький рот . братцы-кролики в возбуждении становятся ненасытными и жадными до жизненных благ (большой рот). Прибавьте к этому жутчайшую эмоциональность и управляемость (большие глаза). Собственный идеологический центр у кроликов отсутствует (носа-то нет зато есть повышенный интерес к любой пролетающей рядом информации (большущие уши).

Материал был взять с журнала "Игромания" за июнь 2008