До недавнего времени экспансия Google на отечественный интернет-рынок носила, скажем так, экстенсивный характер. Компания медленно, но верно проникала в самые различные сферы: поиск, карты, новости, статистика, аналитика, баннерная и контекстная реклама... Все шло к тому, что лет через пять-шесть у Google не должно было остаться конкурентов в занимаемом им секторе; собственно, и сейчас-то их всего два — «Яндекс», который пока еще чувствует себя бодрячком, и Rambler, у которого дела в последнее время идут ни шатко ни валко (по крайней мере, популярность рамблеровского поиска все падает и падает).

Но, похоже, Google не намерены ждать столько лет и в самом ближайшем будущем собираются форсировать события. Стремительное наступление произойдет на рынке контекстной рекламы. Сейчас в рунете это направление поделено между тремя сервисами: «Яндекс.Директом» (принадлежит, понятное дело, «Яндексу»), «Бегуном» (контрольный пакет у «Рамблера») и AdSense (это самая крупная в мире сеть контекстной рекламы, на ее долю приходится около 80% всего рынка, владелец — Google).

Так вот, «Рамблер» заключил соглашение с Google о продаже «Бегуна» за S140 млн. Сделка пройдет в несколько этапов. Сначала «Рамблер» выкупит 49,9% акций «Бегуна» у инвестиционного холдинга «Фи-нам» за $70 млн, а затем продаст все акции Google. С учетом всех расходов на трансфер и налоговых вычетов «Рамблер» заработает около $50 млн.

Сумма, конечно, впечатляет, но если взглянуть на перспективы развития контекстной рекламы в России, то еще вопрос, не прогадал ли «Рамблер». С 2006-го по 2007 год рынок контекстной рекламы в рунете вырос со $110 до $225 млн, то есть более чем в два раза (это самые быстрые темпы роста контекстной рекламы в мире). По прогнозам, к 2010 году он должен составить не менее $1 млрд.

И все же сложившаяся ситуация достаточно закономерна. Google давно поддавливает «Бегун», и существовала вероятность, что через несколько лет AdSense обскакал бы его безо всяких покупок. А так «Рамблер» вроде бы неплохо заработал и при этом заручился поддержкой мощного партнера — основная часть трафика на «Бегун» поступает именно через Rambler.ru, вряд ли Google будет переводить его на свой поисковик (внутренняя конкуренция с AdSense компании совершенно ни к чему).